KONVENAT 5.0

Volantes ad Oceanum de industria! 
Все права защищены © 2022
Интернет

Космическая ракета, хоть и при­выкли ее почитать за вершину тех­нического прогресса, в действите­льности штука несовершенная и расточительная. Судите сами. Мас­сой 3000 т, она способна вывести на орбиту 100-тонный спутник. А какова судьба остальных 2900 тонн? Они... сгорают. Сгорают драгоцен­ные двигатели, уникальная элект­роника, топливные баки... Сгорает, конечно, и то, что должно было сгореть —2500 тонн топлива и оки­слителя! Продукты сгорания раз­рушают озоновый слой, влияют на погоду и проливаются нам на голо­ву в виде кислотных дождей. Но самое печальное, что на разгон спутника—единственную цель, ради которой и горело топливо, расходуется менее 6% его энергии. КПД космической ракеты меньше, чем у паровоза!

Но единственное ли это средство выхода в космос! Наверняка в при­роде существуют иные пути, более эффективные. Их серьезное изу­чение началось в 50-е годы. Уче­ные и инженеры самой высокой квалификации начали проработку проектов электромагнитных пушек, космических аэростатов, солнечных парусов, двигателей на анти­веществе...

Особое внимание уделялось ме­тодам непосредственного создания тяги с помощью полей — магнит­ных, электрических, гравитацион­ных.

Даже антигравитация рассматри­валась. Но в отличие от читателей и авторов фантастических рома­нов, которым она ясна и понятна, серьезные ученые не нашли к ней сколько-нибудь разумных под­ходов.

С одним из нетрадиционных пу­тей развития космонавтики мы и хо­тим вас познакомить, обратившись к работам докторов технических наук И. В. Бурдакова и Г. Н. Дани­лова. Они были опубликованы. Но книги издавались ничтожными ти­ражами, а потому найти их нелег­ко.

Еще в школе нас поражают опы­ты с притяжением и отталкива­нием заряженных тел. Вспомним наэлектризованную в волосах рас­ческу и кусочки бумажек, лип­нущие к ней, словно на клею. К сожалению, на этом наши экспери­менты и обрывались.

Но ведь поверхность Земли тоже имеет заряд. И приходит в голо­ву простая мысль, что если тело си­льно зарядить — возникшую силу отталкивания можно использовать и для полета! А построенный на этом принципе летательный ап­парат назовем электростатом.

Мысль, надо сказать, не новая. Еще в прошлом веке С. Арре­ниус полагал, что заряженные спо­ры бактерий за счет электроста­тических сил способны подняться за пределы атмосферы, а далее под действием светового давления отправиться в межзвездное путе­шествие. Так, по мнению ученого, и распространилась жизнь — веч­ная и единая по всей Вселенной. Не будем здесь останавливаться на гипотезе в целом, скажем лишь, что межзвездный электростатический полет пылинок вполне возможен. А значит, вполне реален и наш электростат? Пока еще нет, здесь все не так просто. Дело в том, что площадь, приходящаяся на ка­ждый килограмм массы бактерий, примерно в 10 миллионов раз больше, чем у электростата.

Что произойдет, если бактерия и электростат будут заряжены от од­ного источника напряжения? Заряд и сила электростатического взаимо­действия у бактерии окажется по абсолютной величине, конечно, меньше, чем у электростата, а вот по отношению к весу в 10 мил­лионов раз больше. Для полете же важна не абсолютная величина силы, ее превышение над весом.

Руководствуясь этим выводом, скажет вдумчивый читатель, надо зарядить электростат от более со­лидного источника. Верно. Но, к сожалению, он должен развивать напряжение в сотни и тысячи ми­ллиардов вольт. Не будем пока говорить об источнике. Столь силь­но заряженное тело немедленно станет притягивать противоположно заряженные частицы. А их в атмос­фере всегда много. Возникшая мо­щная молния тотчас разрядит ап­парат. Конечно, за счет больших затрат энергии можно удерживать аппарат в заряженном состоянии Но это будет невыгодно энергети­чески, а кроме того, постоянно полыхающий электростат может сгореть.

Однако есть выход. Его подска­зывают те же авторы И. В. Бурда­ков и Г. 'Н. Данилов. Грубо говоря, энергию молний можно исполь­зовать для работы самого зарядно­го устройства или заставить огибать аппарат.

Сможет ли такой электростат со­вершать космические перелеты? Да, но, конечно, только между за­ряженными небесными телами.

В космосе применение электро­статического эффекта даже очень выгодно. Например, если произво­дить сближение спутников при по­мощи электрических сил, эконо­мия энергии в сравнении с реакти­вными двигателями может достиг­ать 100 000 крат!

В трудах ученых пока просматривается лишь физическая возмож­ность электростатического полета. Техническое осуществление се­годня столь же реально, как соз­дание вертолета во времена Леона­рдо да Винчи. Но технический про­гресс идет с каждым днем все бы­стрее. А потому давайте помеч­таем! Построим свой электростат, хотя бы мысленно. И пусть он парит над поверхностью некой обитае­мой планеты (см. рис.).

Признаемся, полет нашего аппа­рата в нижних слоях атмосферы происходит не всегда за счет элект­ростатических сил. Подобный ре­жим хорош только на очень малых скоростях и в момент зависания. Изменяя конфигурацию поля, пере­распределяя его в пространстве, электростат не только получает необходимую для поступательного движения тягу, но и управляет по­токами обтекающего его воздуха. Словом, приобретает свойства ве­сьма совершенного планера или са­молета, чему в немалой степени способствует дискообразная обте­каемая форма.

В верхней части электростата вы видите выступ и вырывающиеся из него яркие лучи. Это пучки заря­женных частиц. Каково их назна­чение? Вспомним, зарядить тело — значит удалить с его поверхности один из зарядов. На электростате работает ускоритель заряженных частиц. Он, грубо говоря, под­хватывает лишние заряженные ча­стицы и выкидывает их с аппа­рата в пространство, да еще с такой скоростью, что обратно они уже не вернутся. Хотим зарядить аппарат положительно, выбрасываем отри­цательные частицы, наоборот — по­ложительные. Проходя через воз­дух, частицы вызывают его све­чение — это и есть те самые яр­кие лучи, что изображены на ри­сунке.

Детали ускорителя — два полых цилиндра, они заметны внутри выс­тупа, а дальше вниз по оси ви­дим шнур раскаленной плазмы, сплетенный наподобие хитроумной восьмерки. Это — термоядерный реактор. Но не пугайтесь, страш­ных излучений нет. Он совершенно нового принципа. Еще в конце 60-х годов ученые пришли к выводу, что такой реактор реален. Он осно­ван на соединении ядер бора. Его преимущество — полное отсутст­вие излучения. Недостаток — необ­ходимость громадных температур, таких, которые и звезды дости­гают лишь накануне взрыва.

Реактор представляет собой зам­кнутую полость со сверхпроводя­щими стенками. Весь его объем за­полнен магнитным полем особой конфигурации, которое нашему глазу недоступно, но благодаря его воздействию плазменные шнуры не разрушаются.

Пульсация плазменных шнуров приводит к возникновению элект­ромагнитных -волн. Их улавливают полые цилиндрические элементы ускорителя. «Лишние» для электро­стата частицы попадают на «гре­бень» волны и выбрасываются прочь.

Процесс преобразования тепла реактора в электромагнитную энергию происходит при темпера­туре в сотни миллионов граду­сов. Благодаря этому КПД всего цикла очень близок к 100%. Но законы природы нерушимы. А зна­чит, хоть немного, а он меньше этой цифры. Часть тепла остает­ся неиспользованной. С ним нужно обязательно расстаться, иначе не­прерывная работа станет невоз­можной.

Тепло поступает в нижнюю часть реактора и идет на подогрев плаз­мы и через устройство, напоминаю­щее прожекторную лампу, уносится в пространство в виде света.

Работа ускорителя приводит к по­явлению на поверхности аппарата потенциала в тысячи миллиардов вольт. А потому аппарат будет буквально вытягивать из окружаю­щей среды противоположно заря­женные частицы. Это не безопас­но. И для защиты от их воздей­ствия служит сверхпроводящий зер­кальный слой. Он не сплошной, а состоит из микроскопических ячеек. Потенциал каждой из них зада­ется системой управления, а тем самым создается необходимая кон­фигурация силовых линий электри­ческого поля. Заряженная частица, подлетая к сверхпроводящей по­верхности, вызывает в ней вихре­вые токи и отбрасывается назад.

Оттого вокруг аппарата всегда радужное свечение, напоминающее огни святого Эльма.

Окон аппарат не имеет. Наблю­дение ведется через телекамеры. Слева, рядом с реактором за тон­кой перегородкой (излучений ведь нет!) у экрана сидит пилот. Сила для управления механизмами в принципе не нужна. Но для удобст­ва, чтобы пилот «чувствовал ма­шину», необходимое сопротивле­ние синтезирует компьютер и пе­редает на рукоятки управления.

Трудно сказать, что может встре­титься нам в далеком межзвезд­ном полете: метеорные потоки или даже обстрел ракетами, выпущен­ными неизвестной цивилизацией. Уберегут от опасностей пучки заря­женных частиц. Те самые, что сейчас сбрасываются и пропадают как бы даром. Нужно лишь напра­вить их в заданное место...

Теперь посмотрим на наш эле­ктростат извне, глазами стороннего наблюдателя. Что он увидит? Бес­шумно плывущий зеркальный ме­таллический диск чечевицеобраз­ной формы, окруженный сиянием. Слышно шипение, треск, запах озона, а снизу — яркий луч.

Сильнейшее электрическое поле выводит из строя окрест всю элект­ронику. Оказавшийся поблизости автомобиль с транзисторной сис­темой зажигания временно оста­навливается. Да и клеткам мозга воздействие столь сильного поля не проходит даром: обмороки, го­ловная боль, галлюцинации, частич­ная потеря памяти...

Вам это ничего не напоминает? Ну, конечно, «летающая тарелка», как она рисуется многими оче­видцами,

А. ИЛЬИН